Даниил Мишин в гостях у «Берись и делай»

0
29 марта 2012
26506 прослушиваний

Требуется обновление Чтобы прослушать подкаст, необходимо обновить либо браузер, либо Flash-плейер.
Встроить
Текстовая версия

А. Шарков: Здравствуйте. Меня зовут Андрей Шарков, и Вы слушаете новый выпуск программы «Берись и делай». Сегодня у нас в гостях создатель сети хостелов «Bear Hostels» Даниил Мишин. Даниил, здравствуй.

Д. Мишин: Всем, привет.

А. Шарков: Сразу всем скажу, мы записываем сейчас выпуск по Skype, мы находимся сейчас в Питере, а Даниил находится в Москве, поэтому возможны какие-то косяки по звуку. Даниил, скажи, пожалуйста, сколько у тебя точек хостелов?

Д. Мишин: Андрей, я надеюсь, нормально в эфире обращаться к тебе на «ты»?

А. Шарков: Да, конечно.

Д. Мишин: Собственно в Москве у меня сейчас 3 хостела на 240 мест и по-прежнему мои любимые 4 хостела в городе Севастополь. На подходе 8-ой в Москве.

А. Шарков: Сам ты откуда?

Д. Мишин: Я родился в городе Севастополь, Крым.

А. Шарков: Понятно. Давно в Москве?

Д. Мишин: 4 года.

А. Шарков: Сразу нашу публику шокируем в положительном смысле, сколько тебе лет?

Д. Мишин: Мне 19 лет.

А. Шарков: Как давно ты занимаешься бизнесом?

Д. Мишин: Конкретно гостиничным бизнесом я занимаюсь с 11. До этого были всякие разные глупости.

А. Шарков: Вот так вот, друзья. С 11 лет! Даниил, я восхищаюсь такой работоспособностью, что с 11 лет. Я думал, что это я крутой — начал с 14, теперь ощущаю себя школьником просто, потому что ты начал с 11. Как вообще в 11 лет можно заниматься бизнесом? Давай с самого начала пойдем.

Д. Мишин: В общем вот как всё было. Склонность и попытки зарабатывать были всегда, то есть это какая-то совершенно неотъемлемая часть моей жизни. Я вспоминаю себя, когда мне было 6, 7, 8 лет — всегда были какие-то попытки. Я учился в престижной школе, где были дети богатых родителей моего города, а я туда попал благодаря тестированию. Я пришел в школьную столовую и увидел сосиски в тесте, а мне эти богатые дети говорят, что они любят «Сникерсы» и «Марсы». Помнишь, в 90-х какой дефицит был на эти вещи.

А. Шарков: Слушай, я-то помню, мне 26, но ты как это помнишь?

Д. Мишин: Я тоже это помню, до нас медленнее все доходило, чем до вас.

А. Шарков: Это какой год, давай еще раз уточним?

Д. Мишин: Это надо посчитать...тогда я был в первом классе...

А. Шарков: Это где-то середина 90-х.

Д. Мишин: Да, уже даже ближе к концу. Все равно был жуткий дефицит этих конфет и шоколадок. Я понял, что есть ребята, у которых есть деньги, есть потребность в шоколаде, значит нужно что-то с этим сделать. Я начал бегать на школьных переменах в гастроном, покупать эти шоколадки, приносить в школу и продавать своим одноклассникам. Они жутко меня за это не любили, но какая разница, я зарабатывал. Помню как-то шел по улице, стоит автобус, разгружают газеты. Там был офис Центральной Монополистской Политической партии. Я захожу в офис, подхожу к самому толстому дядьке и предлагаю ему раздать газеты. Он спросил, сколько у меня друзей, я сказал, что сейчас приведу 50 человек. Пошел во дворы, собираю народ, они раздают газеты, а я зарабатываю, даю им какую-то часть. Помню, как меня мама послала елку купить перед Новым Годом. Я вышел в центр города, смотрю, что ни одной елки нет. Я организовал дворовых друзей, они поехали за город, нарубили елок, привезли, я их продал. Были попытки стать риэлтором. Ко мне подошел сосед и сказал, что ищет новую квартиру, я говорю, давай я тебе ее найду, начал бегать искать, так и не нашел. Такие вещи позволили мне заработать некое количество $ к 11 годам.

А. Шарков: Примерно сколько?

Д. Мишин: Около 600-700. Я эти деньги отдал родителям, но с одним условием, что мы поедем в Европу. Мне очень хотелось попасть в Европу. Родители добавили каких-то денег, мы поехали в Европу. Франция, Голландия, Бельгия, Германия. В Берлине мы опоздали на поезд, плюс мама пошла в торговый центр и купила туфли за 300 евро на последние деньги. Мы нашли справочник «Желтые страницы», нашли там хостел, приехали туда. Меня впечатлила интернациональность, для меня это было диким шоком. Нет никакого расизма, никаких религиозных предрассудков. Я вернулся домой, начал сразу же учить английский. Когда мы вернулись, то узнали, что умерла бабушка, оставила трехкомнатную квартиру в центре города. Было два варианта, что делать с квартирой. Первый — сдать эту квартиру семье. Надо понимать, что больше чем 150 $ нам не заплатят. Второй вариант — сделать хостел. Я прихожу к родителям и говорю, что надо делать хостел. Они сказали, что я сумасшедший.

А. Шарков: Даниил, маленький вопрос, чем занимались мама с папой?

Д. Мишин: Мама у меня преподаватель по английскому языку и гид-переводчик. Папа в то время был без работы, была временная работа, он выходил сторожем.

А. Шарков: То есть родители не предприниматели?

Д. Мишин: Нет. На самом деле, мама предприниматель, потому что она всю жизнь делает замуты, которые приносят деньги.

А. Шарков: Это, предотвращая те вопросы и предположения людей, которые могут подумать, что ты мажор какой-нибудь.

Д. Мишин: Я сейчас аргументирую, как я открывал хостел. Во-первых, я родителей месяц уговаривал со слезами на глазах. Во-вторых, у меня было всего 200 $. На первые 100 $ я пошел и купил пиво. Это пиво я отдал матросам Черноморского флота в соседней части, они мне за это пиво сколотили двухъярусные кровати из дерева. 50 $ я отдал маминой подружке, которая работала с челноком, которые купили постельное белье, притащили, и я это постельное белье использовал.

А. Шарков: Я догадываюсь, что клиентами хостела первыми ты сделал маму с папой.

Д. Мишин: Нет. Я вроде сделал всю самую сложную работу, открыл его и счастливый думал, что сейчас попрут клиенты. Неделя проходит, клиентов нет. Я начал своим друзьям рассказывать про этот хостел, один из них рассказал, что у него есть друг-норвежец, который живет в Киеве, и у него есть хостел, и он дал мне его мобильник. Я позвонил норвежцу и сказал, что мне 11, что хочу, чтобы он меня научил, как делать бизнес, как заселить людей в хостел. В итоге я приехал к нему в Киев, две неделе поработал на него бесплатно, за это время он меня обучал тому, что такое бизнес, что такое продажи, где взять клиента, что такое интернет. Он мне объяснил, что такое сетевое бронирование, чем пользуются на западе. Я вернулся домой и начал все это реализовывать. Я был первым, кто появился на западных системах бронирования. Я все это дело запускаю, у меня идет сумасшедший поток иностранцев, и плюс я параллельно бегал на вокзал и приглашал иностранцев к себе жить. Их умиляло, что я такой маленький мальчик.

А. Шарков: Они думали, наверное, что это эксплуатация детского труда, они не знали, что перед ними стоит бизнесмен.

Д. Мишин: В общем, первый сезон прошел на «ура». Количество денег, которое мы заработали, в разы больше, чем то, которое бы нам принесла квартира. Родители довольны, я доволен. Потом сезон умирает, мы сдаем квартиру семье. Я спокойно хожу в школу, продолжаю свои замуты, металл продаю...

А. Шарков: Подожди, металл-то как?

Д. Мишин: Были люди, которые ездили и резали провода, собирали металл, воровали его, а я его перепродавал.

А. Шарков: Понятно, продолжай.

Д. Мишин: Проходит зима, и к лету я открываю еще один хостел.

А. Шарков: Я боюсь спросить, со второй бабушкой что-то случилось?

Д. Мишин: Нет, мы взяли в аренду квартиру, договор заключили на родителей.

А. Шарков: Родители уже поняли, что в сынка надо вкладываться.

Д. Мишин: Родителей радовало, что эта штука деньги приносит. Взял я еще одну квартиру, сам управлял, взял дворовых друзей, которые бегали, заселяли, уже начал делегировать примитивно. Так прошел второй сезон, на третий сезон взял третью квартиру, на четвертый сезон четвертую и так далее. После четвертого сезона я окончил школу экстерном, мне нужно было куда-нибудь поступать. Я взял и поступил в филиал Московской академии. Профессию выбирал с закрытыми глазами, попал на юриста, экзамены все списал. Я сходил на пару лекций, мне жутко не понравилось. Я решил съездить в Москву навестить брата. Брат только закончил МГУ и начал работать в банке, буквально первая неделя работы. Я приехал к нему, гулял по Москве и набрел на основное здание своей академии. Зашел туда, подошел к бабушке какой-то и спросил, где здесь занимаются переводами из филиалов. Мне показали, я пришел к другой бабушке, очаровал ее, стихи читал на английском, рассказывал про свой бизнес, и она меня перевела в Москву. Никаких денег я ей не давал, потому что никто не верит, что можно просто так перевестись.

А. Шарков: Согласен, не верится, когда говорят, что пошел, поговорил и всё решил. Не верит тот, кто не пробовал. Для тех, кто попробовал, и все получилось, это естественно.

Д. Мишин: У меня товарищ работает арт-директором в «Рамблере». Он в 17 лет попал в одну из крупнейших компаний в мире. В общем, поступил я туда, начал учиться, съездил домой за вещами, решил, что поучусь до лета. Ходил учиться, посещал все лекции, параллельно работал помощником юриста в одной московской компании с зарплатой 6 тысяч рублей. Я понял, что уже ни на кого не хочется работать, поэтому я нашел телефоны всех московских хостелов, позвонил в тот, который последний открылся, пришел к владельцу, и сказал: «Давай я буду им управлять, у меня большой опыт». Он сказал: «Давай, я как раз ничего не умею делать». Так я начал управлять хостелом. Я решил понять, отличается ли чем-нибудь рынок в Москве от рынка в Севастополе. У меня было четкое предубеждение, что в Москве всё уже есть, что Москва — это город, где жуткие бандиты, и бизнес здесь делать совершенно невозможно. Оказалось, что это не так. В Москве было всего 8 хостелов. Это было удивительно. Я решил, что можно делать свое. Я взял деньги из Севастополя, которые я там откладывал и вложил их в московский хостел, запустил хостел под названием «Олимпия». К тому времени я забросил учебу, начал заниматься этим хостелом. Открыл его, занялся маркетингом, использовал те же самые инструменты, что и на Украине. Проблема в том, что того количества денег хватило только на то, чтобы открыться, но не на убытки в первые несколько месяцев. Поэтому мне пришлось работать самому. Весь первый месяц я работал как горничная, как администратор, как охранник, как продвиженец, как управленец. Спал я в перерывах между клиентами. Был очень тяжелый период. Потом через месяц свалился с открытой язвой, с жуткими головными болями и переутомлением. Понял, что надо делегировать.

А. Шарков: У меня с делегированием происходило примерно так же, правда без язвы.

Д. Мишин: В общем, поработал этот хостел несколько месяцев, я открыл еще один «Олимпия 2» в соседнем доме. Поработал до октября, сезон закончился. В Москве тоже была высокая сезонность. Я продал хостелы, потому что они меня не очень устраивали по качеству и не очень устраивали моих клиентов.

А. Шарков: Получается, ты продал названия и позиции в поисковиках?

Д. Мишин: Да, больше технологию, то есть никакого посещения за этим не стоит.

А. Шарков: Тем более оно было в аренде.

Д. Мишин: Да.

А. Шарков: Примерно за сколько продал?

Д. Мишин: Не могу сказать.

А. Шарков: Цифра в долларах пятизначная, четырех или шести?

Д. Мишин: Пятизначная.

А. Шарков: Понял, продолжай.

Д. Мишин: Очень сложно с математикой, я плохо считаю.

А. Шарков: У меня тоже, я только процент хорошо считаю.

Д. Мишин: Тоже самое, особенно прибыли. Я продал это бизнес, потому что он больше не вдохновлял, плюс клиенты стали на него жаловаться. У людей есть такая штука, что, даже не смотря на то, что они платят очень мало, у них есть стандарты, ниже которых они не упадут. Я это очень четко понял, что какую бы ты не сделал цену, тебе все равно придется делать определенный уровень сервиса и комфорта. Я начал заниматься консалтинговыми проектами, открывал для некоторых людей за гонорары хостелы. Открыл хостел на Новом Арбате, на Павелецкой. После этого я начал заниматься своим проектом, в который влюбился. Начал его делать более продуманно, с большими финансами, с большей перспективой — бренд «Bear Hostels».

А. Шарков: Почему «Bear Hostels»?

Д. Мишин: Название обусловлено несколькими вещами. В первую очередь медведь — это что-то очень российское. Русский медведь — ассоциация для иностранцев номер один. Плюс моя фамилия Мишин, мне показалось, что здесь есть какое-то сочетание.

А. Шарков: У меня дизайнер работал в компании, до этого она была сотрудником агентства «Babushka Bear». Она была моим лучшим дизайнером, мы по-прежнему сотрудничаем.

Д. Мишин: Медведь — это очень крутое животное. Я недавно узнал, что слово берлога — это древнерусское слово. Я думал, что это иностранное слово.

А. Шарков: Ты сразу начал с нескольких точек?

Д. Мишин: Нет, я начал с одной точки, открыл один клевый хостел, очень домашний, с крутым ремонтом, с сауной, с джакузи на Смоленской. Он был небольшой на 36 мест, но делал я его с любовью, делал уже на перспективу. Открыл, он начал работать, клиенты были всем довольны, всем очень нравилось. Поработал полгода, потом открыл еще один, он поработал несколько месяцев, я его продал. Потом открыл еще один побольше, он сейчас функционирует, и потом открыл еще один побольше. У меня с фантазией плохо, я могу только тиражировать. Сейчас мой самый большой хостел на Новом Арбате на 140 мест.

А. Шарков: Ничего себе!

Д. Мишин: По количеству мест мы крупнейшие в России.

А. Шарков: 140 только в одном хостеле?

Д. Мишин: Да, сейчас в общей сложности 240 мест. В определенные периоды мы можем раздуваться до 300, в определенные — до 180.

А. Шарков: Слушай, чтобы наши пользователи могли посмотреть, о чем идет речь, можешь дать ссылочку. Какой сайт?

Д. Мишин: Bear-hostels.ru

А. Шарков: Отлично.

Д. Мишин: Мы сейчас качественно относимся к маркетингу, мы никогда этого не делали. Сейчас уже мы провели определенную стандартизацию. Совершенно иное отношение с клиентами, то есть по качеству это другой бизнес.

А. Шарков: Если вы провели стандартизацию, то там и до франчайзинга недалеко.

Д. Мишин: По франчайзингу уже все готово. У нас уже готова франшизная документация, все прописано, но есть некоторые сложности, пока мы не запустили франшизу. Мы делаем автоматизацию уже 6 месяцев, это какой-то убийственный процесс, но вроде уже походим к концу. Запустим автоматизацию и будем думать о франшизе.

А. Шарков: Слушай, а в чем проблема с автоматизацией?

Д. Мишин: Под этот бизнес не было никогда софта.

А. Шарков: Ты хочешь сделать единую информационную систему между хостелами?

Д. Мишин: Да. Это и фронт-офис и бэк-офис. Полное урегулирование хозяйственной деятельности, то есть такая комплексная автоматизация. При этом это все делается с минимальными финансами, поэтому это заняло очень много времени.

А. Шарков: Понятно. Даниил, как ты оцениваешь рынок хостелов? Он растущий или уже заполнен? Какие у него перспективы?

Д. Мишин: Мне кажется, что рынок достаточно свободный, но надо понимать, что он нишевой. Рынок хостелов всегда будет меньше, чем рынок гостиниц. Мне кажется, для хороших качественных предложений место всегда есть, потому что очень много плохих вариантов, которые до сих пор выживают. Их можно легко снимать с рынка. Рынок растет, он в год дает 15-20 % роста, это интуитивная цифра, потому что она не покреплена никакими исследованиями, их очень трудно провести, потому что рынок несформированный.

А. Шарков: Я думаю, участники нишевого рынка могут дать более точную оценку, чем другие эксперты. Даниил, раз рынок растет, можешь ли поделиться инструкцией, как открыть хостел? Если сейчас в других городах люди хотят сделать хостел, понимают, что это им под силу, понимают, что в последующем купят у тебя франшизу, как это делается? Пошаговая инструкция на примере Москвы?

Д. Мишин: Андрей, не против, если я сразу же пропиарю свою компанию, которая называется «Медвежий консалт»? Она занимается тем, что консультирует тех, кто хочет открыть хостелы. Она делает проекты от А до Я, либо консультирует в формате «вопрос-ответ».

А. Шарков: Считай, у тебя фактически презентация.

Д. Мишин: Спасибо. На самом деле открыть хостел — достаточно простой процесс. Главное — понять, для кого ты работаешь. Целевых аудиторий может быть несколько. Это может быть иностранная целевая аудитория, которая работает, которая приезжает обычно летом, зимой их гораздо меньше, и зимой самые плохие месяцы. Второй вариант — это замкнуться на российскую целевую аудиторию. Это работа с корпоративными партнерами, работа со спортивными организациями, с культурными, с какими-то фондами, политическими. Касательно политических организаций, у нас договор с «РосМолодежью». Можно попробовать совместить: работать на иностранную — летом, на российскую — зимой. В первую очередь, надо понимать, что хостелы как товар. Ты, например, не можешь заказать холодный обзвон и получить какой-то результат, потому что в нашем бизнесе это не работает. Ты позвонишь и скажешь, что хочешь предложить им хостел, а секретарша в ответ скажет, что Вы хотите предложить хоспис. Ключевая проблема на этом рынке — это неумение правильно продавать свой товар. По поводу открытия все просто. Берешь помещение, это помещение наполняешь каким-то контентом.

А. Шарков: Подожди. Давай сначала. Помещение...

Д. Мишин: Только центр города, исторический центр города. Близость к основным туристическим местам и к основной инфраструктуре.

А. Шарков: Требования к помещению какие?

Д. Мишин: Все зависит от формата, если у тебя мало денег, но ты все равно хочешь заниматься этим бизнесом, то ты можешь открыть и в квартире обычной. Взять трехкомнатную квартиру, сделать там 30 мест и спокойно существовать. С точки зрения бизнеса — бизнес гораздо интересней организовать от 60 мест. 60 мест — это примерно 250-300 метров.

А. Шарков: Как правило, это уже не квартира, берется нежилой фонд?

Д. Мишин: Да, нежилой фонд, либо отдельно стоящее здание, либо этаж в каком-то комплексе.

А. Шарков: Ясно, а что касается входа, вход с улицы или со двора? Насколько это принципиально?

Д. Мишин: Непринципиально совершенно, потому что клиентов с улицы мы не привлекаем, потому что у нас нет такой целевой аудитории, как прохожие мимо. У нас всё по предварительному бронированию.

А. Шарков: Насколько охотно арендодатели идут в таком ключе на сделку, потому что кому-то интереснее сдавать помещения под офисы, под мини-производство, под склад? Когда ты приходишь к ним и говоришь, что хочешь взять помещение под хостел, как они к этому относятся? Есть ли с этим сложности?

Д. Мишин: Ты знаешь в 8-9 году, когда был супер кризис, все было очень круто. Мы приходили, заходили в помещение и брали его, потому что у арендодателей не было других опций, никто не брал помещения в центре Москвы за такие деньги, а нам это удавалось.

А. Шарков: Сколько стоил тогда и стоит сейчас квадрат или целиком помещение?

Д. Мишин: Нам удавалось в кризис брать помещения по 6-7 тысяч рублей за метр.

А. Шарков: Это за год?

Д. Мишин: Да.

А. Шарков: Это очень хорошая цена.

Д. Мишин: Это очень крутая цена для центра Москвы. Сейчас 14-16 тысяч.

А. Шарков: Даже это неплохо, хотя подожди...

Д. Мишин: 14-16 тысяч — это много.

А. Шарков: Вообще да, это уже больше тысячи в месяц получается.

Д. Мишин: Даже при этой аренде этот бизнес делать можно. Сейчас с арендодателями сложнее работать, но мы уже научились это делать. У всех арендодателей есть одни и те же возражения, одни и те же опасения. Мы научились правильно отвечать на эти опасения, поэтому для нас этот процесс не очень сложный. Для того, кто впервые начинает этим заниматься, возможно, это будет не очень просто. Плюс у нас уже есть свои риэлторы и в штате и на аутсорсе, которые постоянно рыскают и ищут нам хорошие предложения.

А. Шарков: Какие основные у них возражения?

Д. Мишин: В первую очередь, людей смущает легальность этого бизнеса, потому что бизнес не лицензируемый и не сертифицируемый, поэтому доказать, что бизнес легален достаточно сложно. У нас есть определенные юридические обоснования, почему мы можем это делать. Их смущает большое количество людей, безопасность, соблюдение санитарных норм, то есть арендодатели боятся, что через какой-то короткий промежуток времени вас просто выгонят. Если вы сможете убедить арендодателя, что никто вас не выгонит, и вы будете здесь стоять до последнего, то, наверное, арендодатель согласится.

А. Шарков: Хорошо, а юридически ты выступаешь как физ. лицо или у тебя уже есть организация, юр. лицо под это дело?

Д. Мишин: У нас сейчас группа компаний, которая состоит из 6 ООО.

А. Шарков: Ты говоришь у вас, я так понимаю, ты уже не один, у тебя есть партнер?

Д. Мишин: Да. В общем, мой партнер всегда в Москве, это мой брат. Это самый любимый в мире для меня человек, который меня всегда поддерживает и морально, и делами. Мы всегда делали этот бизнес вместе. У нас есть четкое разграничение, кто и чем занимается, и получается неплохое сотрудничество. Плюс 6 месяцев назад мы привлекли банковские инвестиции.

А. Шарков: Уже банковские.

Д. Мишин: Да, это не кредитные деньги, а именно инвестиции банкиров.

А. Шарков: Инвестор был инициатором или вы?

Д. Мишин: Ты знаешь, совпало. Мы просто познакомились на какой-то тусовке с этими инвесторами, рассказали им о нас, они сказали, что давайте делать.

А. Шарков: Какой объем инвестиций был привлечен?

Д. Мишин: Где-то миллиона 2 долларов привлекли.

А. Шарков: Неплохо.

Д. Мишин: Надо их сейчас вернуть срочно.

А. Шарков: Так если это не кредит, то почему они требуют их возвращать? Они в обмен на долю или как?

Д. Мишин: В обмен на долю, им же хочется получать возврат инвестиций. Мы этот возврат инвестиций им даем. Мы знаем примерный срок окупаемости, мы в этот срок вкладываемся.

А. Шарков: Какой примерно срок окупаемости?

Д. Мишин: Примерно 15 месяцев.

А. Шарков: Это очень хорошо. Это просто сказочно!

Д. Мишин: С другой стороны, не каждый банкир мог на это пойти, нужно было поверить в двух сумасшедших ребят, у которых какой-то непонятный и странный бизнес. Нужно иметь определенную свежесть в голове, чтобы начать инвестировать в бизнес типа хостелов. Тем более, когда они приехали в первый раз посмотреть на наш хостел, произошла курьезная история. У нас в одном хостеле была прорвана труба, и кричали соседи, что мы их заливаем. Они в этот момент заходят, там носятся пьяные сантехники, которые пытаются что-то с этим сделать, гости, которые чуть ли не матом кричат, что везде вода, и соседи кричат, что у них тоже всё залито. Во втором объекте стояла милиция, которая разбиралась с каким-то форс-мажором. При этом я неделю до этого не спал, но, видимо, увидели во мне фанатика.

А. Шарков: После твоей истории слова молодых стартаперов о том, что сложно привлечь инвестиции, звучат смешно.

Д. Мишин: Вопрос в том, что на самом деле людей, у которых есть деньги, полно, но нет идей. Есть другое количество людей, у которых полно идей, но нет денег. Им просто нужно встретиться в одном месте.

А. Шарков: Мы как раз с партнерами таких людей будем объединять, мы создаем бизнес-инкубатор, потому что мы понимаем эту ситуацию. Мы видим в молодых ребятах самих себя 5 лет назад, и понимаем, что кому-то денег не хватает, кому-то грамотного совета. Если видишь человека, у которого горят глаза, то не обращаешь внимания, что у него труба прорвана. Если я вижу какого-то задрота с подробными расчетами, который говорит непонятными формулами и не имеет ощущения бизнеса, я скажу: «До, свидания».

Д. Мишин: Вопрос в том, кого ты хочешь видеть своими инвесторами. Если ты хочешь видеть крупный венчурный фонд, то для них тебе придется приготовить все в конечном виде и считать ставки дисконтирования. Если ты хочешь привлечь не только инвестиции, но и правильного партнера, с которым тебе будет комфортно, который будет тебя поддерживать, то никакие цифры не имеют значения по сравнению с тобой.

А. Шарков: Я с тобой согласен. Мы немножко отвлеклись от темы. По поводу открытия хостела в Москве с помещением понятно, с ценой тоже, дальше нужно сделать ремонт?

Д. Мишин: Да, дальше нужно делать ремонт. Для этого нужно очень правильно подобрать подрядчиков. Здесь я очень много раз обжигался, строители — очень специфичные люди, у которых очень специфичный бизнес. Меня много раз кидали. В одном из объектов я настолько жестко себя повел, что они мне зашили яйцо в стену.

А. Шарков: То есть это не миф?

Д. Мишин: Это правда. Они взяли и под плитку засунули яйцо, и нам пришлось всю стену ломать и разбирать. Это потому, что я их штрафанул на 30% бюджета. Это всегда проходит с жесткой руганью, и нужно держать ухо востро. На последнем объекте у меня были адекватные строители, надеюсь, я с ними и продолжу работать. Найти строителя сложно.

А. Шарков: По поводу цены, можешь привести пример площади помещения и стоимости его ремонта?

Д. Мишин: Проще всего считать не по площади, а по стоимости за метр.

А. Шарков: Если так, то вообще шикарно.

Д. Мишин: По рынку средняя цена в Москве — 5,5-6 тысяч рублей. В последнем объекте мы договаривались за 3,5 тысячи, но при этом у нас был посредник, который тысячу забрал себе.

А. Шарков: Я так понимаю, что для хостела требования намного ниже, чем для гостиницы и отеля, и проходит всё гораздо быстрее. Сколько времени требуется? Какого рода это ремонт и изменения? Если ты делаешь ресторан, то ты делаешь там интерьер, дизайн, дорогая мебель, если делаешь столовую, то можно просто покрасить стены, поставить столы, и у тебя будет биток.

Д. Мишин: У нас ремонт простой, и основной тезис в ремонте, чтобы было очень сложно его уничтожить, потому что живут дети, спортсмены, люди, которые особо не берегут то, что их окружает. Особо важно делать такой ремонт, который не разломают и не уничтожат. У нас есть прописанные стандарты технологий, какой мы ремонт делаем, начиная от краски, заканчивая ламинатом. В принципе, ремонт простой, ничего сверхординарного делать не надо. Должно быть чисто, приятно. По времени абсолютно по-разному, в зависимости от того, как ты договоришься со строителями и какой объем работы. Ремонт на 690 метров мы делали 2,5 месяца.

А. Шарков: То есть 2-3 месяца — приемлемый срок?

Д. Мишин: Примерно да.

А. Шарков: Потому что там капает аренда, если кредит, то проценты.

Д. Мишин: Нам обычно удается выторговывать арендные каникулы на время ремонта, потому что аренды по Москве очень высокие и платить их в то время, когда ты несешь издержки по ремонту, не очень выгодно.

А. Шарков: На сколько заключается договор по срокам?

Д. Мишин: Один заключен на 8 лет, другой на 12.

А. Шарков: Для Москвы вообще круто.

Д. Мишин: Да. Мы ведем достаточно длительные переговоры, конечно не очень комильфо, когда тебе через 11 месяцев повышают ставку в 5 раз. У нас прописан процент увеличения ставки аренды ежегодно пропорционально, то есть мы понимаем и считаем свою экономику на 5 лет вперед, закладываем туда инфляцию, прирост к зарплатам, прирост к аренде. Экономнее считать на длительный период.

А. Шарков: Расчет идет по пессимистичному сценарию, как правило?

Д. Мишин: Обычно мы пишем три сценария: негативный, реалистичный и оптимистичный.

А. Шарков: Я всегда ориентируюсь на цифру, где максимальные затраты, так спокойнее. Лучше потом порадоваться, чем огорчиться.

Д. Мишин: Согласен.

А. Шарков: Что следующим этапом?

Д. Мишин: После этого нужно начинать делать закупки. С закупками кажется, что все просто, но на самом деле это не так. Приходишь к тому, что определенные вещи не стоит покупать, а что-то наоборот. Одни вещи долго служат, другие наоборот. Это опять же определенный опыт. Мы составили для себя список закупок, которым мы доверяем, список тех товаров, которые нам служат долго. Мы забыли такой момент, когда ты подписываешь договор аренды, стоит делать маркетинг. Это такая длинная история, нужно бренд начинать рисовать, логотип делать, сайт, организовывать присутствие в социальных сетях. Это всегда занимает пару месяцев. Это процесс, который однозначно нужно делать. Чем раньше ты его сделаешь, тем меньше у тебя убытков будет в первый месяц.

А. Шарков: Хорошо. Про вещи и закупки, это что? Мебель, сантехника? Примерный список и что из этого самое дорогое?

Д. Мишин: Пойдем по порядку. Вошли в помещение, в коридоре нужно место для хранения одежды и обуви, его покупаешь. Заходишь дальше, у тебя стойка ресепшен, диваны, посадочное место и так далее. Пошли дальше, там зона отдыха, диваны, телевизоры, может быть гостевая кухня, если ты ее собираешься делать, игровые приставки, обеденная зона, кухонная зона. Пошли дальше, туалет и душевые, сантехника, душевые поддоны, смесители и так далее. В номерах нужно покупать матрацы, кровати, постельное белье, места для хранения одежды, сейфы. Для прачечной нужны стиральные и швейные машины, гладильные, место для хранения белья.

А. Шарков: Итак, у нас есть помещение, оно уже оборудовано, мебелировано, дальше?

Д. Мишин: Мы готовимся к запуску. У нас уже готов маркетинг, мы уже есть в сетях бронирования, у нас стоит мебель. Нам нужно навести марафет, добавить немножко уюта, положить коврики на пол. На свой взгляд организовать все максимально комфортно, чтобы там было уютно находиться. Это не очень длительный процесс, в помощь «ИКЕА». Поехали в «ИКЕА», купили всё, что вам кажется, нужно купить, главное — определить бюджет, который вы тратите. Сели, посчитали, что есть 20 тысяч рублей. На эти деньги поехали и купили декоративные растения, коврики и то, что сделает ваш хостел более уютным. Пора заселять людей.

А. Шарков: Как проходит первое заселение? Наверное, начинают всплывать косяки?

Д. Мишин: Косяки постоянные. В первую неделю все гости являются жертвами, которые на себе испытывают эту махину, которая не очень готова. Часто первые гости не попадают на кассовые аппараты, потому что они делаются 10 дней. Первые гости самые любимые, даешь им хорошие скидки, подарки.

А. Шарков: Еще один момент мы упустили — персонал.

Д. Мишин: С персоналом все просто. В хостеле работают фанаты. Если это не фанат, ему не место там работать. В хостеле ты не получаешь большую зарплату, ты получаешь офигенную практику английского языка, отличную команду и общение с такими же, как и ты, интересную подработку. Нанять их очень просто, есть приложение в социальных сетях.

А. Шарков: Я не знал об этом.

Д. Мишин: Я тебя познакомлю с моими друзьями, которые это делают. Они запускают приложение «Vkontakte», которое называется «Smart start». Оно будет автоматически компоновать резюме, и рассылать их по работодателям.

А. Шарков: Отличная идея!

Д. Мишин: Уже подписались под это дело все крупнейшие компании России. Это не большая проблема, найти себе сотрудников в хостел.

А. Шарков: Хорошо. Общая сумма вложений со всем можешь привести на примере какого-нибудь хостела?

Д. Мишин: В последний хостел я инвестировал 16 миллионов рублей.

А. Шарков: Какой площади и насколько мест?

Д. Мишин: 690 метров, 140 мест.

А. Шарков: Ориентировочно за сколько он должен отбить вложения?

Д. Мишин: Реалистичный прогноз 15 месяцев, оптимистичный 11-12.

А. Шарков: В принципе плюс-минус год?

Д. Мишин: Да.

А. Шарков: Затем он уже работает в плюс?

Д. Мишин: Да.

А. Шарков: Смотри, твою личную маржинальность называть не прошу, но в целом по рынку какая средняя?

Д. Мишин: Очень трудно сказать, рынок настолько не сформирован, что практически никто ничего не открывает. Я думаю, что рентабельность в районе 30 %.

А. Шарков: На растущем рынке нормально.

Д. Мишин: Не супер доход, но нормально.

А. Шарков: Я так понимаю, доход — это не единственная мотивация?

Д. Мишин: Доход — это моя последняя мотивация из всех, которые есть. Я получаю кайф от того, чем я занимаюсь. Мне кажется, что я делаю полезное дело, меня это вдохновляет.

А. Шарков: Это то, что объединяет большинство гостей программы «Берись и делай», именно то, о чем ты только что сказал, в том числе и меня самого.

Д. Мишин: Конечно, мне кажется, если твоя мотивация — деньги, то ты не очень хороший предприниматель.

А. Шарков: Так и есть. Это уже называется каким-то другим словом, но не предприниматель.

Д. Мишин: Да. Это коммерсанты, как в 90-х, которые делали всё ради денег.

А. Шарков: Тогда люди были голодные. По пирамиде Маслоу там были не удовлетворены определенные уровни потребностей. Сейчас у нас много есть, чего не было тогда.

Д. Мишин: На самом деле у меня еще один стартап начинается, я пока не могу сказать, что это, но это будет взрыв в гостиничном бизнесе, такого еще никто не делал. Помимо того, что нет аналогов в мире, это может двигаться в Европу, Азию, куда угодно. Мы разработали уникальную технологию размещения людей. Ничего подобного никто никогда в жизни не делал.

А. Шарков: Я уже хочу право первой передачи про это.

Д. Мишин: Договорились.

А. Шарков: Отлично!

Д. Мишин: Как только мы запускаемся, ты первый.

А. Шарков: Супер. Даниил, как жалко, что у нас ограничено время, ты как раз затронул такую тему. Тебе всего 19 лет, ты уже столько успел сделать. Будем считать это первой передачей в цикле передач про гостиничный бизнес.

Д. Мишин: Давай, договорились. Круто!

А. Шарков: Прекрасно. Даниил, спасибо большое, что принял участие в записи. Информация о твоем хостеле, о сети и других проектах может быть в комментариях к этому выпуску, там же будут вопросы наших слушателей, поэтому заходи, я скину тебе ссылочку. Это на сайте podster.ru. Я полагаю, там будет очень живое общение, потому что очень интересная беседа у нас получилась.

Д. Мишин: Я готов пообещать тебе, Андрей, что в течение первой недели я отвечу на каждый вопрос, который мне там зададут.

А. Шарков: Прекрасно. Это будет эксклюзив Даниила Мишина.

Д. Мишин: Договорились.

А. Шарков: Итак, с Вами был Андрей Шарков и программа «Берись и делай». В гостях у нас был Даниил Мишин. Всем спасибо. До встречи.

Д. Мишин: Счастливо, пока.

Ширина

Сегодня в гостях у программы «Берись и делай» Даниил Мишин — создатель сети хостелов «Bear Hostels» www.bear-hostels.ru. Сеть включает в себя три хостела в Москве (на 240 мест) и четыре хостела в Севастополе. В процессе открытия восьмой объект сети.

Даниил является уникальным предпринимателем, так как заниматься бизнесом он начал с 11-ти лет.

В подкасте:

— Как организовал бизнес.
— О том, как получал опыт в гостинничной сфере.
— История бренда «Bear Hostels».
— Как открыть хостел, этапы.
— Какие проблемы существуют в данной сфере.

Выпуски

Комментарии

  • 0
    Опа! Земляки в гостях =) Не знал что у нас в Севастополе есть хостелы =) Приятно слышать!
    29 марта 2012

  • 0
    Спасибо за гостя, отличный выпуск получился. Очень харизматический мужик Даниил.
    29 марта 2012

  • 0
    А вот это реально круто! Достойно уважения.
    29 марта 2012

  • 0
    Благодарю за очень интересный выпуск!
    Даниил, Вы говорили о системах бронирования мест в хостелах, которыми пользуются иностранцы. Вы называли конкретные сайты, но в дороге не было под рукой листика с ручкой чтобы их записать.
    Вы не могли бы, пожалуйста, дать адреса этих сайтов?
    29 марта 2012

  • 0
    Сайт недоступен или ошибка в урле? Правда мой сайт на немецком хостинге тоже сейчас лежит - DDos атака на провайдера((
    Сервер не найден
    Firefox не может найти сервер www.bear-hostels.ru.
    29 марта 2012

  • 0
    Алексей, проблемы не на стороне сервера. У меня открывается. Только что проверил.
    29 марта 2012

  • 0
    Отличный выпуск, замечательный гость! Давно уже не получал такого удовольствия от прослушивания. Побольше бы таких грамотных, опытных, коммуникабельных, умеющих доходчиво, интересно излагать свои мысли, готовых делиться своим опытом и давать советы, как Даниил. И в подкастах "Берись и делай", и в российском бизнесе.
    30 марта 2012

  • 0
    Андрей, сначала тебе огромное спасибо за такой подкаст и за все, что ты делаешь!
    Даниил, ты молодец, можешь рассказать вкратце сам процесс взаимодействия хостела с "букингами" и т.д. Нужно просто зарегистрироваться или требуется заключение договора? Берут ли они свою комиссию за он-лайн бронирование?
    Спасибо.
    30 марта 2012

  • 0
    Супер! Слушается на одном дыхании. Много нового почерпнул для себя. Заметили как Андрей сам увлекся беседой - словечки пошли :)
    30 марта 2012

  • 0
    Немного смазалось первое впечатление после прослушивания истории успеха на Финам.FM. Повторенная почти слово в слово биография меняет восприятие историй из детства и юности предпринимателя, создавая ощущение подготовленной самопрезентации. Из песни слов не выкинешь - но умение импровизировать ничуть не повредит вашей открытости и харизматичности, Даниил.
    30 марта 2012

  • 0
    достаточно открытый человек, все доходчиво и просто рассказывает, большая благодарность Андрею Шаркову за такую интересную личность, и самому гостю Даниилу Мишину. Очень мотивирует!
    30 марта 2012

  • 0
    Друзья! Спасибо всем за комментарии, я много вижу для себя ценной обратной связи!
    Благодарю за комментарий про импровизацию! Я есть вконтакте (www.vk.com/bearhostel) и в тви wwww.twitter.com/dmishinru
    Готов общаться и дружить!
    Даниил мишин
    1 апреля 2012

  • 0
    Отличная программа - интересно послушать. СПАСИБО !!!
    1 апреля 2012

  • 0
    Отличный выпуск, вспомнил себя в молодости )) Тоже всячески пытался заработать, жаль при большевиках все это давилось на корню, за предпринимательство была статья в УК. Сейчас у молодых ребят столько возможностей, пока есть безбашенная энергия юности - надо рваться вперед!
    1 апреля 2012

  • 0
    Даниил, здравствуйте.
    Вы бросили учебу.. Собираетесь ли вы ее продолжить в будущем? Считаете ли образование столь уж важным, когда есть любимое дело и нету планов быть "карьеристом"? Что думаете об образовании за рубежом?
    Вообще спасибо за такой отличный выпуск, и гостю, и Вам Андрей :)
    2 апреля 2012

  • 0
    Круто! Молодец!
    5 апреля 2012

  • 0
    Один из лучших выпусков! Даниил, успехов в бизнесе!
    6 апреля 2012

  • 0
    Охренеть, в 19 лет владеть сетью хостелов, респект!)
    9 апреля 2012

  • 0
    Отличный выпуск, подействовало как холодный душ =)
    Блин вот мне тоже сейчас почти 19, а своего бизнеса до сих пор нету. Непорядок, надо срочно что то делать =)
    12 апреля 2012

  • 0
    Очень позитивный и жизнеутверждающий выпуск!
    ловлю себя на мысли, что сижу и улыбаюсь, слушая подкасты.
    и это тоже многого стоит.
    спасибо.
    13 апреля 2012

  • 0
    Потрясающая история. Даниил, ты заслуживаешь огромного уважения. Ты Молодец с большой буквы. Успехов и реализации намеченного!
    29 апреля 2012

  • 0
    Реально классный выпуск! Слушаю Ваши передачи постоянно!
    28 октября 2012