Артем Балаев в гостях у «Берись и делай»

0
5 июня 2012
16453 прослушивания

Требуется обновление Чтобы прослушать подкаст, необходимо обновить либо браузер, либо Flash-плейер.
Встроить
Текстовая версия

А. Шарков: Здравствуйте. Меня зовут Андрей Шарков. Вы слушаете новый выпуск программы «Берись и делай». Сегодня у нас в гостях Артем Балаев — совладелец, генеральный продюсер «Aurora Fashion week». Артем, здравствуй.

А. Балаев: Добрый день.

А. Шарков: В рамках Петербурга и Москвы Артем — культовая личность. Многие о нем знают по «Aurora Fashion week». Личность известная, но пока в других городах и странах его знают не настолько сильно. Артем, расскажи, пожалуйста, что такое «Aurora Fashion week»?

А. Балаев: Спасибо за такой лестный комментарий. Наверное, моя известность — это известность в узких кругам индустрии моды, но сегодня я считаю, что мода как культура, как часть социального общения людей все больше входит в жизнь каждого человека. Мы перестаем говорить о моде, как о просто предметах гардероба, как о чем-то высоком, что мы видим на подиумах в Париже, в новостях и так далее. Мода — это часть нашей культуры, как и кинематограф, литература и даже больше, потому что с модой, с внешний обликом человека мы живем постоянно, а книжки мы открываем все реже и реже. Это небольшая преамбула о том, почему индустрия моды сейчас яркая и динамично развивающаяся отрасль. Если говорить о сути проекта «Aurora Fashion week», то здесь важно сказать, что «Aurora Fashion week» — это система проектов, брендов, которые объединены этим названием. Если говорить вкратце, то я бы следующим образом описал нашу структуру. Во-первых, у нас есть event-бизнес, который, прежде всего, построен на проведение мероприятий, связанных с индустрией моды, со сферой моды. Это «Неделя моды», которая проходит 2 раза в год, «White night shopping» — ночь шоппинга в Петербурге, кинофестиваль, посвященный моде и целый ряд других проектов. Это часть наших проектов. Вторая важная составляющая — это образовательные проекты. Сегодня говорить о развитии нашей индустрии и при этом не думать о том, каких специалистов выпускает индустрии и что еще более важно, как эти специалисты обмениваются опытом, идеями, просто невозможно. Поэтому это важная составляющая. У нас есть школа «Front row», школа «Креативных индустрий». У нас есть летняя школа «Aurora Fashion week», мы ее делаем в рамках образовательного форума Селигер. У нас есть конференция, которую мы проводим два раза в год, и эти проекты будут развиваться дальше. Кроме того, у нас появился новый вид деятельности, это «Aurora Digital» — это цифровое издательство, задачи которого будет создание приложений для мобильных устройств, завязанных на шоппинге и на индустрии моды. Есть еще несколько проектов, мы о них поговорим попозже, если будет интересно.

А. Шарков: Да, конечно. Все наблюдают эту индустрию, большинство так и остаются наблюдателями, но имеют не совсем правильное представление о развитии этой индустрии в нашей стране. Даже у меня были стереотипы, основанные на собственных наблюдениях, есть Россия, Америка, Европа, Азия. У нас пытаются что-то копировать, сделать какие-то проекты, которые больше похожи на пародии других проектов. Либо это дети богатых родителей, которые берут деньги, шьют на них какие-то коллекции, называют себя модными дизайнерами, пытаются продвигаться. При этом их оценивают их же друзья и подруги, то есть пока в целом, как индустрии никто не развивал. Все проекты, которые ты назвал, они уже признаны. Начиналось все не сразу. Мне приятно видеть, что в этой отрасли начинается правильное профессиональное на западном уровне движение. И соответствующий к этом подход, не как к развлечению или реализации собственных амбиций, а действительно профессиональная работа. Очень интересно, как это начиналось? Что представляет это сейчас на данном уровне? Какие перспективы ты видишь?

А. Балаев: Начну с того, что «Aurora Fashion» всего два года, если говорить про строительство бренда, то это уже серьезный результат, которого мы достигли. Тем не менее, все начиналось много лет назад, в 2002 году я провел свое первое событие, это был фестиваль «Модный десант», который в зале ожидания в зале Московского вокзала в Петербурге. Первые 5-6 лет были как накопление опыта в индустрии моды. Каждый раз, когда я говорю индустрия, я делаю некий аванс. Мы не можем говорить об этом направлении, как о сложившейся индустрии. Вчера я был на интернет-конференции, я понимаю, что интернет — это глобальная индустрия. Индустрии моды еще далеко до этого. Ты сказал о перспективах, именно потому что мы сейчас находимся на этой стадии, я вижу очень интересные серьезные перспективы, которые можно реализовать.

А. Шарков: Многие отрасли и рынки у нас не заняты и не развиты никак. Самое первое мероприятие у тебя прошло уже 10 лет назад, но ты решил развивать это. Почему? Чем ты занимался до того, как занялся профессионально индустрией моды? Это стало для тебя основной деятельностью. Когда ты принял решение сделать это своим призванием?

А. Балаев: Если говорить про призвание я бы сказал, что получил образование в Санкт-Петербургском университете на факультете журналистики, обучался связям с общественностью. Как принято сейчас говорить, я пиарщик, и это мое призвание. Здесь даже не важно, чем я занимаюсь, сейчас мы выходим на новые рынки, и это для меня самое интересное в любом проекте. Если говорить о том, как мы развивались, и что происходило в течение этих лет, то здесь нет какой-то определенной даты. Все началось 10 лет назад, мы провели первое событие. Оно вызвало невероятный по тем масштабам резонанс, потому что тогда в России проходили конкурсы молодых дизайнеров достаточно традиционные, ничего особенного в этом сегменте не было. А мы попробовали сделать из молодых дизайнеров маленьких звездочек. Сделали яркое шумное событие на очень необычной площадке, что тоже было редкостью для того времени, и получили очень хорошую реакцию и прессы, и гостей, которые там были. Там были очень яркие интересные фигуры. Наверное, это заставило продолжить эту работу. Через полгода я договорился с Санкт-Петербургским университетом о проведении «Модного десанта» в здании 12 коллегий, в основном здании университета. Мы всегда искали новые интересные яркие площадки. Поэтому эти крючки меня подстерегали на моем пути и все больше втягивали в тот процесс, которым я занимаюсь. Кто-то сказал, хочешь не работать, занимайся тем, что тебе нравится. Это про меня, я действительно занимаюсь тем, что мне нравится. Хотя, не смотря на тему нашей программы, безусловно, важная составляющая сконцентрироваться, когда особенно тяжело, это самое сложное, что приходится делать людям, которые начинают делать свое дело.

А. Шарков: Я встречаю многих людей, которые озвучивают достаточно интересные проекты, говорят, что у меня есть такая идея. Я на всех смотрю одинаково и говорю, что когда начнешь этим заниматься, тогда посмотрим, насколько хороша идея. Доводят до конца единицы. 99% работы — это не идея, это тяжелая каторжная работа. Со стороны это все выглядит красиво.

А. Балаев: Ты абсолютно прав. Наверное, мы правильно делаем, что даем позитивный образ. Это заложено в силу людей с созидательным характером, а только такие могут заниматься предпринимательской деятельностью. Об этом хорошо написано в книге Михаила Идова «Кофемолка». Это журналист и писатель, который долгое время жил в Америке, он написал роман о том, как они с подругой решили открыть небольшую венскую кофейню. Мне эта тема очень близка, потому что у меня в жизни был этап, когда мы с нуля, вложив свои деньги, открывали бар. Он проработал какое-то время. Я хочу сказать, что идея как таковая ничего не стоит. Идей много, но команда плюс твой жизненный стержень — вот это самое главное.

А. Шарков: Хочу поговорить именно о механизмах развития такого проекта, который сделал ты. Расскажи пошаговую инструкцию, через что пришлось пройти? Какой был первый шаг и последующие при выводе проектов на рельсы бизнеса?

А. Балаев: Я думаю, здесь интересно говорить про «Aurora Fashion week», потому что проект большой для России. Напомню нашим слушателям, что наряду с «Украинской неделей моды» мы занимаем третье место в Восточной Европе по величине. Проект растет, монетизация увеличивается в два раза. Если говорить о фактических цифрах, то осенью у нас принимало участие 14 дизайнеров, а весной уже 30, следующей осенью будет еще больше. Проект растет стремительно. Я начал именно с идеей, а сейчас я понимаю, что нужно было сначала сколотить команду. Сложность нашего проекта заключается в том, что проект регулярный, и мы не можем понять, что мы не готовы и взять паузу. Проект нужно проводить каждые полгода. Каждые полгода — это достаточно серьезная цикличность. Мировые фестивали в основном проходят раз в год. Ты круглогодично платишь зарплаты, понимаешь, что два раза в год у тебя есть серьезные расходы, связанные с проведением. Этого понимания у меня не было с самого начало, а то это дало бы совершенно другие результаты. К сожалению, формирование команды у нас завершилось только через полтора года после страта проекта. Сейчас мы примерно полгода работаем в том составе и в той структуре, в которой мы хотим оставаться и далее на этом этапе развития. Мы потеряли не только время, но и какие-то деньги. Находясь на старте, мы исследовали международный опыт и понимали, что основный доходные механизмы «Недели моды» — это работа со спонсорами. Сейчас спустя два года после старта проекта я могу сказать, что у нас таких механизмов 8, и мы понимаем, что мы нарабатываем практики, которые позволяют их монетизировать после того, как они введены в оборот. Помимо работы со спонсорами мы предоставляем VIP сервис для некоторых гостей за дополнительные деньги. Мы продаем билеты на выставочные проекты, на кинофестивали. Мы продаем абонементы на образовательные проекты. Мы занимаемся сторонними проектами для компания, которые хотят связать свое имя с брендом «Aurora Fashion week». Это сувенирная продукции, в общем, достаточно много механизмов. По этому поводу у нас есть отдельное выступление, буквально в последнюю субботу мы делали в «Зоне действия» в проекте «Этажи» проект, посвященный спонсорам. Там я рассказывал о том, что доходных механизмов может быть больше. Очень важно, чтобы предприниматель понимал, что то, на чем он хочет зарабатывать в самом начале, может не оправдать себя.

А. Шарков: Всегда так. На одной из Аврор я видел кексики с логотипом, я купил это производство.

А. Балаев: У нас значит, есть еще один общий знакомый.

А. Шарков: Очень важно показать правильный сценарий развития.

А. Балаев: Наша команда имеет некоторые возможности, о которых надо думать заранее. Буквально сегодня утром я связывался с Лос-Анджелесом. У нас есть агентство, которое называется «Global Fashion Association», которое занимается консалтингом в сфере спортивного и fashion-бизнеса. Очень большое количество знаний, каким образом развивать проект с точки зрения монетизации, мы получили от них. У них есть очень хорошие кейсы, связанные с бейсбольными командами. У нас была возможность нанять агентство, которые бы нас консультировало, потому что у нас были инвестиционные деньги. У «Aurora Fashion week» есть достаточно сильные инвесторы, это холдинговая компания «Адамант». Компания, которая инвестировала часть акционеров в проект «Aurora Fashion week», я уверен, что если бы не было их помощи и поддержки, то этого проекта не было бы. Этого проекта не было бы если бы не было этих инвестиций с точки зрения того, что у меня была ответственность перед людьми. Я думаю, что если бы это были мои деньги, бывают эпизоды, когда ты считаешь, что все слишком тяжело, но здесь у тебя была ответственность. Благодаря этой ответственности, мы вышли на тот этап, когда мы зарабатываем деньги, а уже их не тратим. Подумайте о перспективе, какие средства вам понадобятся.

А. Шарков: Я думаю, у тебя не было бы этих инвестиций, если бы не было того опыта. Абсолютно правильно сказано, что когда развиваешься на свои деньги, то присутствует степень комфорта, мотивация не совсем та, когда нужно возвращать деньги.

А. Балаев: Здесь есть два варианта, я думаю, что поддержка инвестиций нужна тем, кто понимает, что с ними делать. А если человек не прошел какие-то вещи сам, то деньги могут все испортить.

А. Шарков: У нас хотят сразу и много. Никто не хочет работать и доказать свою компетенцию. Сколько лет ты занимался «Модным десантом» до того, как к тебе пришли такие спонсоры?

А. Балаев: Я бы не называл их спонсорами. Инвестиционные деньги — это деньги, которые вложены, мы рассчитываем их вернуть и эти деньги работают на нас. Спонсорские инвестиции мы привлекаем и обмениваем на рекламу, пиар, статус. Если говорить про время, когда я пришел, чтобы стартовать проект «Aurora Fashion week», то скажу, что мы делали «Модный десант» порядка 6-7 лет. Делали этот проект до экономического кризиса 2008 года. В этот момент рекламный рынок рухнул.

А. Шарков: Да, рекламный отдел просто ликвидировали.

А. Балаев: Эта ситуация очень сильно отразилась на «Модном десанте». Если до этого, начиная где-то со 2-3 года, я зарабатывал какие-то деньги, то последние я тратил, потому что мне хотелось сохранить этот бренд и проект. К счастью, в 2009-10 году мы вышли из кризиса. Я много делал проектов для холдинга «Адамант», поэтому я был знаком с владельцами. В какой-то момент наши интересы пересеклись. Люди многого добились, и им бы очень хотелось сделать что-то для города. Делая такой институциональный проект как «Неделя моды», мы популяризуем Петербург, мы строим новый имидж города по-своему. Очень приятно, что в городе есть Эрмитаж, Мариинский театр, Михайловский театр, но нам бы очень хотелось, чтобы в городе был музей современного искусства, чтобы была «Неделя моды», чтобы были фестивали культуры. Это один из мотиваторов был для инвестиций в наш проект.

А. Шарков: Прекрасно, что такие люди есть. Гордиться вечно тем, что сделали наши предки нельзя, нужно что-то делать самим.

А. Балаев: Я вспомнил Талин, когда ты приезжаешь туда и понимаешь, что город живет своим прошлым. Я бы не хотел, чтобы у людей складывалось такое же мнение о Петербурге, я бы очень хотел, чтобы люди понимали, что этот город — уникальная кладовая русской культуры и город современной культуры.

А. Шарков: Это радует. Ты сказал, что начинал не совсем правильно. Я не знаю ни одного предпринимателя, который все делал правильно.

А. Балаев: Эта тема еще для одного совета, мне кажется, что одно из важных качеств предпринимателя — это способность быть гибким и уметь оперативно менять вектор движения по ходу развития, потому что находясь в самом начале, ты не обладаешь той информацией, которой ты будешь обладать через год. Если у тебя есть эта гибкость, которая позволяет тебе менять направление движения, то твой проект будет жить. Не нужно отчаиваться, если то, как вы задумали, не складывается. Это говорит о том, что это очередное испытание, Вы должны показать, что можете быть открытым для новых решений.

А. Шарков: Многие свою цель делают неподвижной, и не наблюдают за тем, что происходит. Нужно быть гибким.

А. Балаев: Если раньше возможно было строить планы на пятилетку, то сегодня даже планы на год — это скорее такие маячки, чтобы проверить насколько изменилась наша позиция. Потому что время открывает для нас возможности.

А. Шарков: Я рекомендую книгу Тома Питерсона «Представьте себе». Он как раз описывает эту ситуацию, когда раньше японские компании имели 100-летний план развития. Хотя сейчас они стратегию меняют раз в две недели.

А. Балаев: Продолжая тему книг, относительно механизмов монетизация, я бы порекомендовал прочитать книгу, которая называется «Экономика Голливуда», автор Эпштейн. Он рассказывает о том, что 2/3 денег, которые зарабатывает киноиндустрия, это деньги, заработанные на попкорне и на кока-коле.

А. Шарков: Я общался с представителями сети кинотеатром «Каро-фильм», их прокат приносит процентов 25. ты можешь назвать последнего генерального спонсора? Это показательный момент.

А. Балаев: Ты, наверное, имеешь в виду «Bentley». На самом деле, мы дали им много, это тоже часть нашей стратегии. Основная задача на ближайшие два года — продать титульное партнерство. Это традиционная практика для «Недели моды», когда она берет себе имя какого-то бренда. На сегодняшний день у нас есть несколько брендов категории официальные партнер, одним из них является «Bentley». Это настолько сильный бренд, что мы решили дать ему много. Я считаю, что проект от этого только выиграл. Сегодня я утверждал макеты на международный справочник, который выходит за рубежом. Там мы тоже поставили «Bentley», потому что мы понимаем, что бренд работает на нас. Это была наша задача — выставить линейку брендов, рядом с которыми Аврора будет достойно находиться рядом.

А. Шарков: Я смотрю, как развиваются регионы. У меня продажи в регионах набирают обороты. Хочется, чтобы это развивалось и там. У нас 12 миллиоников.

А. Балаев: Я об этом не знал.

А. Шарков: Возможно, нас сейчас слушают молодые люди, которым интересна эта индустрия, но пока им недостаточно мотивации или они не видят этих примеров. У них меньше демонстративных мероприятий, но им было бы интересно. Хочется дать им пошаговый инструмент развития. Можешь дать им такую инструкцию? С чего начинать и дальнейшие шаги?

А. Балаев: Это довольно сложно. В Новосибирске проходят два достаточно интересных события в индустрии моды. Я бы остановился на первом аге. Мне кажется для того, чтобы что-то выросло нужно посеять зерна. Я недавно посетил выставку знаменитого шляпника, там показывали фильм про молодые годы Стивена Джонса. Я увидел кадры, на которых компания молодых людей едет в метро, дурачатся, по лицам я узнал, что там едет Стивен Джонс, будущий основатель «Sex pistols». Это важный сюжет был для меня, я понял, что невозможно развиваться, если нет людей, с которыми ты можешь обсуждать какие-то идеи. Вот почему важны места, где можно обмениваться идеями. Должны возникать сообщества молодых дизайнеров, которые пробуют свои силы. Очень важно, чтобы была постоянная коммуникация с внешним миром. Когда сложиться большое количество молодых сил, которым нравится моды, из этого потом появятся агрегаторы, которые будут все регулировать. Как и было с «Модным десантом».

А. Шарков: Я люблю читать автобиографии и смотреть исторические фильмы. Надо понимать, что такие великие достижения за один день не делаются.

А. Балаев: Я уже упоминал первый «Модный десант», бюджет проекта был всего 1200 долларов. 600 дал мой товарищ, а еще 600 мы собрали с несколькими дизайнерами. Дело в том, что в этой сумме вообще нет аренды, я не заплатил ни копейки. Только у молодых есть открытое сознание. Насколько я понимаю, нобелевские лауреаты по математике добиваются основных успехов в молодости, когда сознание не костенеет. Пока Вы молоды, Вам открыты те пути, которые Вы позже сами для себя закроете.

А. Шарков: Я сейчас начинаю проводить мастер-классы с теми, кто начинает бизнес с нуля. Потому что понимаю, что сейчас я пока молодой предприниматель. Потом меня уже будут по-другому воспринимать.

А. Балаев: Я уверен, что определенные рамки оставят меня в них, и проекты не смогут развиваться так, как они могли бы развиваться. Мне очень важно, чтобы в этот момент приходили молодые люди со своими идеями, которые бы все меняли, ошибались, собирали свою команду, вкладывали свои идеи. Очень важно, чтобы этот процесс происходил. Люди, которые не успевают отдать идеологическое руководство более молодым, проекты засыхают, стагнируют.

А. Шарков: Сейчас мы как раз наблюдаем, почему люди выходят на улицы, потому что люди недовольны из-за отсутствия новых идей. Мы сейчас объединяем единомышленников, чтобы изменять эту ситуацию. Мне нравится, что ты развиваешь инфраструктуру и среду.

А. Балаев: Для меня важнее эмоции, я в этом вижу свою миссию. Дать эту эмоцию другим людям, чтобы они развивали свой собственный проект. Людям нужно давать какие-то идеи. Нужны люди, которые своей энергией поднимут это. Очень важна эта эмоциональная и энергетическая составляющая для лидеров.

А. Шарков: Когда человек начинает жить своим прошлым, начинается старость. Когда нация начинает жить достижениями своего прошлого, она стареет. Поэтому нужны люди, которые живут будущим. Это должен делать каждый из нас.

А. Балаев: Если государство не будет помогать, это не произойдет. Нужно создать хорошие условия.

А. Шарков: Значит, мы должны быть этим государством и наши единомышленники. Мы делаем партию «Прогрессивная Россия».

А. Балаев: Мне кажется, она должна называться «Берись и делай».

А. Шарков: Это слоган. Артем, у нас очень интересная беседа, но, к сожалению, мы ограничены временем. Я думаю, что мы запишем еще не одну формату. Еще мы встретимся на Селигере. Кстати представителем, какого формата ты там будешь? У тебя там отдельный блок, расскажи о нем в двух словах.

А. Балаев: Это к вопросу о том, как мы хотим влиять на политику. Есть мнение, что Селигер — это прокремлевский форум. Мы хотим изменить ситуацию с новыми дизайнерами, хотим дать новые идеи. Мы благодарны правительству, что они оказывают нам эту поддержку, и у нас есть возможность вручить более 10 финансовых грантов на развитие коллекции дизайнеров. У нас есть возможность привести международных спикеров. У нас, я имею в виду «Aurora Fashion week» и проект, который мы будем делать на Селигере, называется «Летняя школа «Aurora Fashion week». Это 10 дней, 7из которых будут образовательными. Сейчас мы ищем самых талантливых и перспективных молодых дизайнеров по всей России, которые без вступительных взносов, без оплаты, не считая 1000 рублей за палатку, попадают сюда, получают возможность общения друг с другом, получения знаний и в потенциале они получают гранты. Проект очень яркий, я думаю, что ничего подобного в России за последние 20 лет не было. Я очень рад, что нам предложили это. Я бы с удовольствием по результатам встретился бы и рассказал, как это все происходило. Это такой яркий пример взаимодействия государства и частной структуры.

А. Шарков: Это все будет происходить в рамках «Арт-парада» с 1-го по 9-ое?

А. Балаев: Да.

А. Шарков: Да, мы можем в августе сделать перерывчик и записать программу. Ребята, сделайте все, чтобы оказаться на Селигере. Вы не будете чувствовать себя там дискомфортно.

А. Балаев: Я тоже очень жду этой поездки. Рекомендую, не пропускать такой возможности. По нашему направлению мы продлили регистрацию до 10 июня.

А. Шарков: Артем, спасибо большое, что пришел в эту студию. У нас получился очень интересный выпуск. Спасибо.

А. Балаев: Спасибо большое.

А. Шарков: Меня зовут Андрей Шарков, у нас в гостях был Артем Балаев. Это была программа «Берись и делай». Удачи Вам и до встречи.

Ширина

В гостях у «Берись и делай» Артем Балаев, генеральный продюсер «Aurora Fashion week» http://afwrussia.com/

AURORA FASHION WEEK Russia — это Международная Неделя моды в Петербурге, проект является одним из ключевых мероприятий как региональной, так и федеральной политики России в области культуры и индустрии моды.

Сегодня Артем расскажет подробнее о проекте, о перспективах индустрии моды в России в целом, и о том, как он пришел к своему ремеслу.

В подкасте:

— О проекте «Aurora Fashion week».
— Когда понял, что хочешь серьезно работать в индустрии моды.
— Механизмы работы «Aurora Fashion week».
— Этапы создания проекта.

Выпуски

Комментарии